
Майкл Пэйс, директор по академической практике GPM Global
Современные системы образования не работают
В них особое внимание уделяется выставлению оценок и стандартизированному тестированию, которые зачастую не позволяют оценить реальные навыки и способности учащихся. Они не учат критическому мышлению, вместо этого сосредотачиваясь на запоминании и повторении информации. Такой подход лишает студентов подготовки к реальному миру, где работодатели все чаще ищут людей с практическими навыками, способных адаптироваться и решать проблемы.
Образование, основанное на навыках — это целостный подход к обучению, который ставит во главу угла приобретение и развитие практических навыков, соответствующих реальным задачам и требованиям. Казалось бы, ничего сложного, верно?
Не-а. Неправда
Традиционные системы образования не спешат перенимать этот подход, придерживаясь устаревших моделей обучения и оценивания. Это касается всех уровней образования, от начальных школ до университетов. Создана сложная сеть, в которой финансирование школ привязано к результатам стандартизированных тестов, а учителя вынуждены «учить по тестам», оставляя мало места для обучения, основанного на развитии навыков.
Сторонники образования, основанного на навыках, были воодушевлены недавно, когда компании начали отменять привычные требования к образованию для соискателей. Вместо того чтобы обращать внимание исключительно на дипломы и аттестаты, работодатели стали больше внимания уделять конкретным навыкам и способностям кандидатов. Поэтому студентам не нужно посещать колледж «только ради бумажки». Вместо этого они могут сосредоточиться на приобретении и совершенствовании навыков, которые непосредственно относятся к их желаемой карьере, независимо от того, где эти навыки были получены. Это вселило надежду на то, что замена «прокси» диплома колледжа реальной оценкой навыков кандидата может привести к значимым изменениям.
Недавнее исследование Института Burning Glass и Гарвардской школы бизнеса выглядит особенно удручающе по сравнению с этой надеждой. Они обнаружили, что только 1 из 700 новых сотрудников выиграли от того, что компании отказались от обязательного наличия диплома. Исследование показало, что почти 45 % компаний, внедривших новую политику, похоже, лишь объявили об этом, не оказав никакого реального влияния на практику найма после отмены требований к наличию высшего образования.
Согласно исследованию, с 2014 по 2023 год ежегодное количество вакансий, не требующих высшего образования, увеличилось почти в четыре раза. Однако это не всегда приводило к изменению методов найма. Исследование показало, что среди 11 300 позиций в крупных компаниях число работников без степени бакалавра увеличилось на 3,5 %. Однако это относится только к 3,6 % должностей, на которых это требование было отменено. В результате это говорит о минимальном увеличении (0,14 процентных пункта) числа нанимаемых сотрудников без степени.
Отсутствие существенных изменений в практике найма подчеркивает, что при найме на работу все еще сохраняется зависимость от традиционных квалификаций и дипломов. Это говорит о том, что многие работодатели по-прежнему считают высшее образование золотым стандартом и не решаются полностью перейти к найму на основе профессиональных навыков. Это явный признак того, что нам еще предстоит пройти долгий путь, чтобы изменить отношение к образованию и найму на основе профессиональных навыков.
Образование, основанное на профессиональных навыках, возникло как ответ на меняющиеся потребности в рабочей силе и растущий спрос на получение специальных навыков в различных отраслях. Этот подход делает акцент на практическом обучении и практическом опыте, стремясь подготовить студентов к решению реальных задач в выбранных ими областях. Образование, основанное на навыках, признает, что традиционные квалификации, такие как диплом колледжа, не всегда точно отражают компетенции и способности человека. Поскольку спрос на специальные навыки в различных отраслях экономики продолжает расти, важность образования и найма, основанного на навыках, становится еще более очевидной.
Что нужно сделать, чтобы решить эту проблему?
Чтобы решить эту проблему, учебные заведения и работодатели должны уделять первоочередное внимание развитию и оценке конкретных навыков, которые необходимы для успешного трудоустройства. Если переключить внимание с дипломов и аттестатов на оценивание практических умений, то и образование, и процесс найма на работу будут в большей степени отвечать потребностям развивающегося рынка труда. Образование, основанное на навыках, не только дает студентам возможность приобрести актуальные и применимые навыки для желаемой карьеры, но и позволяет работодателям выявлять и нанимать людей на основе продемонстрированных ими компетенций.
Например, в рамках программы обучения, основанной на навыках, студенты, изучающие курс управления бизнесом, могут участвовать в реальных проектах, требующих от них анализа рыночных тенденций, разработки бизнес-планов и представления своих выводов группе профессионалов отрасли. Такой практический опыт оттачивает их аналитические и коммуникативные навыки и предоставляет им ценные практические знания, которые могут быть непосредственно применены в профессиональной деятельности.
Аналогичным образом, в рамках технической программы, основанной на навыках, студенты могут работать над проектами, ориентированными на конкретную отрасль, получая практический опыт работы с новейшими инструментами и технологиями, относящимися к их области. Такой подход позволяет им глубже понять свою дисциплину и приобрести технические знания, которые ищут работодатели.
Что делаем мы?
GPM Global работает над совершенствованием своих программ обучения и созданием дополнительных возможностей для обучения на основе навыков. GPM осознает важность приобретения людьми практических навыков, необходимых для успешной работы в современной организации. Управление проектами — сложная область. Техническую сторону управления проектами легко освоить, ведь каждый может заполнить электронную таблицу или составить график. Но взаимодействие с командой проекта может стать настоящим кошмаром.
Мы в GPM согласны с психологом Николасом Хамфри, который утверждал, что человека определяет уровень социального, а не функционального интеллекта. Способность сдать экзамен путем заучивания информации, не умея критически мыслить или применять знания в реальных условиях, не является показателем реальной компетентности. Чтобы построить более устойчивый и, надеемся, регенерационный мир, нам нужно вооружить обучающихся всех уровней необходимыми навыками и компетенциями. Именно поэтому мы внедряем в каждый курс различные примеры и упражнения, а также бесплатно предоставляем всем желающим Стандарт по устойчивому управлению проектами P5™ и Стандарт компетенций для лидерства в области устойчивого развития.

Майкл Пэйс
Международный эксперт с 20-летним опытом работы в области управления проектами. Почетный президент IPMA USA, директор по академической практике GPM Global
Для справки:
Майкл Пэйс — директор по академической практике GPM Global. Имеет степень бакалавра в области криминалистики, степень магистра в области криминалистики и степень PhD в области управления бизнесом. В настоящее время он работает над получением степени PhD в области образования в Университете Глазго. Является сертифицированным специалистом в области управления проектами, управления портфелями, agile-методов, устойчивого развития, культурного интеллекта и лидерства. Имеет 20-летний опыт работы в области управления проектами, программами и портфелями в различных отраслях. Он консультировал, был наставником или преподавателем в десятке стран на четырех континентах. Майкл Пэйс является почетным президентом IPMA USA, доцентом-практиком бизнес-школы Mays при Техасском университете A&M, преподавателем Института энергетики университета A&M, директором нескольких программ обучения за рубежом, а также является создателем запатентованного метода, упрощающего объяснение сложных результатов лабораторных исследований медицинским работникам.