ВИДЫ СТРАТЕГИЙ: не очень серьезно о главном

  

Оксана Клименко, президент Ассоциации Менеджеров Проектов «Проектный Альянс»

Основано на реальности

В разное время компании проходят разные этапы развития. Каждая новая ступень зрелости требует определенной стратегии. Какие стратегии бывают? Предлагаю пять видов, исключительно авторская модель. Посмотрите, почитайте. Какой вид стратегии у вас? 

В УМЕ

Нет формализованного документа, ничего не записывается и формально не утверждается. Все планы и цели обсуждаются управленческой командой, ставятся цели, генерируется много идей, которые редко реализуются. Компанию штормит от одной идеи к другой, 99,9% инициатив и проектов не доводятся до результата. Зато весело, по-дружески и динамично! Новые сотрудники не имеют понятия, куда компания стремится и каково видение и требования руководства. Стратегия «В УМЕ» часто присуща стартапам или небольшим компаниям.

ЭСКИЗ

Как художник рисует вначале набросок, а уж потом картину, так и компания вначале создает подобие стратегии, «ЭСКИЗ». Написаны отдельные элементы, например, есть миссия на сайте компании. Формально существует. В большинстве случаев руководство считает, что у каждой приличной компании должна быть миссия и должно быть хоть что-то на сайте. Сотрудники не верят и не разделяют то, что написано на сайте и зачастую не могут вспомнить, что же именно там в тексте есть. Весь коллектив не разделяет общего видения, потому что его нет и не следует общим целям, потому что они либо глубоко засекречены (только для руководства и «посвященных рыцарей» — ТОПов), либо тоже фрагментарны. Стратегия «ЭСКИЗ» как набросок присуща малым и средним компаниям, а иногда – подразделениям крупных компаний.

РАБОЧАЯ ЛОШАДКА

Так называется вполне себе работающая стратегия образца 80-х – 90х г.г. прошлого века. Во многих компаниях, где есть системный подход к разработке стратегии, ее исполнению, контролю, мониторингу, регулярному пересмотру и актуализации. Часто по классике «Нортон – Каплан» внедряется система сбалансированных показателей (ССП), разрабатываются ключевые показатели эффективности (KPIs по-иному). Стратегия становится измеримой. Стройность и системность – основные характеристики стратегии «РАБОЧЕЙ ЛОШАДКИ», потому служит она довольно хорошо и долго. Часто «РАБОЧАЯ ЛОШАДКА» носит ярко выраженный дуальный характер – МЫ и ОНИ (конкуренты). И цель – сделать НАМ хорошо, а ИМ (конкурентам) – продолжите сами… Между прочим, Нортон и Каплан выработали свой подход, проанализировав всего лишь (!) 12 компаний… Хм… Часто «РАБОЧАЯ ЛОШАДКА» встречается в средних и крупных компаниях с приличным уровнем зрелости системы управления в организации.

ТРИ БУКВЫ

Видели, как в цирке украшают лошадей? Цветные попоны, яркие плюмажи, налобники со стразами – красота! Стратегия «ТРИ БУКВЫ» — это, по сути, та же «РАБОЧАЯ ЛОШАДКА», но с украшениями из трех модных букв. Например, если компания хочет показать свою социальную направленность, это – КСО, корпоративная социальная ответственность. Если есть цель украсить компанию еще и экологической темой с рассказом о достижениях в управлении, то можно замахнуться на ESG (расшифровка «иного» – Environment, Social, Governance). Нужен технологический окрас – тогда смело добавляйте НДТ (от «нашего» – наилучшие доступные технологии). Обвешанная тремя буквами стратегия приобретает свежесть и притягивает инвесторов. Публикуются нефинансовые отчеты, где стратегия «ТРИ БУКВЫ» показана через призму конкретных дел. Стратегия «ТРИ БУКВЫ» — это образец 2005 – 2010 г.г. Стратегия «ТРИ БУКВЫ» часто встречается в крупных компаниях – отраслевых флагманах, реже в средних, где руководство стремится отдать дань моде и шагать в ногу, а, вернее, в четыре лошадиных ноги, со временем. Если в компании руководство серьезно задумывается об устойчивом развитии, то на данном этапе важно прививать новое осознанное лидерство как единственно возможный подход к выработке долгосрочных планов и их реализации на пользу компании, обществу, окружающей среде и всеобщему процветанию. Здесь и характер стратегии должен поменяться. Вместо «мы – они» теперь цель номер 17 – партнерство, а, значит, «МЫ» объединяет и нас, и их. Чувствуете сдвиг в сторону осознанности?

ЛИДЕР

Современный вид стратегии, появляющийся прямо на наших глазах. Высокий уровень осознанности ведения бизнеса. Руководство компании не только формально следует моде устойчивого развития, но и берет ответственность за деятельность в полном объеме. Стратегия «ЛИДЕР» — пока удел единиц. Например, компания измеряет свой углеродный след и компенсирует негативное воздействие, поставив цель – достичь углеродной нейтральности к такому-то году. Это еще предыдущая стратегия – «ТРИ БУКВЫ». А вот если компания добивается в своих проектах и операционной деятельности отрицательного углеродного следа, то это уровень «ЛИДЕРА». Компания осознает себя как неотъемлемую часть планеты Земля, неотделимый элемент ноосферы. И стремится не только управлять рисками и минимизировать возможный ущерб, но работает на опережение. И главной целью становится преумножение природных и других богатств, улучшение. Философия «риски» меняется на «возможности», а драйвером развития становится постоянный поиск наилучших возможных решений – технических, технологических, управленческих, совместно со стейкхолдерами. Важно осознать, что бизнес — «…тоже является частью Вселенной». Стратегия «ЛИДЕР» и регенерационное лидерство как способ ведения бизнеса пока для очень немногих компаний, но будущее точно за этим выбором. А выбор – всегда за вами!

Итак, какой вид стратегии у вас сейчас?

А какой вид хотелось бы? 

Оксана Клименко

Международный эксперт по управлению проектами, автор международных стандартов и систем профессиональных сертификаций. Президент Ассоциации Менеджеров Проектов «Проектный Альянс», исполнительный директор Green Project Management Global в России и странах СНГ. Вице-президент Международной Ассоциации управления проектами IPMA (2021-2023). Преподаватель программ магистратуры, МВА и МРА в НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МГУУ им. Ю. М. Лужкова.