Экспертное мнение: экологический аспект в проектах и организациях

  
"Все просто, углерод не имеет границ, не важно, где Вы его выбрасываете и где поглощаете или сокращаете. Эту проблему можно решить только сообща и всем миром."
Вячеслав Вековцев
Генеральный директор ООО "Экополис Сертификация и Сервис"

Беречь природу и сохранять ее в первозданном виде и в то же время реализовывать крупные промышленные проекты, получая при этом экономические выгоды – вот задача. Мы рады, что у нашей ассоциации есть такие неравнодушные друзья и партнеры, вместе с которыми мы работаем над тем, чтобы сделать проекты безопасными, компании стабильными, а развитие страны – устойчивым.

В рубрике «Наш гость» сегодня – компания «Экополис Сертификация и Сервис» и ее Генеральный директор Вековцев Вячеслав Сергеевич. Читайте long read: познавательно, глубокое знание предмета, экспертиза из первых рук.  

Алексей Лаптев, руководитель пресс-центра АМП «Проектный Альянс»: Вячеслав Сергеевич, расскажите немного о вашей компании.

Вячеслав Вековцев, генеральный директор ООО «Экополис Сертификация и Сервис»: Основная часть нашей команды начала заниматься тематикой парниковых газов в далеком 1999 году, когда в РАО ЕЭС России, под руководством А.Б. Чубайса был создан Энергетический углеродный фонд с целью реализации механизмов Киотского протокола в энергетической отрасли. Как известно, одним из основных эмитентов выбросов парниковых газов является традиционная энергетика. Позднее, в 2004г., под моим руководством, создана компания ООО «Экополис», которая объединила международную команду специалистов с лучшим европейским опытом работы, более 30 лет, в области экологии, расчета экологического, водного и углеродного следа, целей устойчивого развития, внедрения инноваций, проектов энергосбережения, углеродной тематики, парниковых газов, инвентаризации парниковых газов, углеродной отчетности, реализации экологических проектов, проектов устойчивого развития, природоохранных технологий, образовательных программ в самых различных отраслях, в том числе нефте – газовой, металлургической, химической, цементной, деревообрабатывающей и пр.

АЛ: Все мы видим, как меняется климат и усиливаются природные катаклизмы. Расскажите, что сейчас происходит в мире в сфере борьбы с изменением климата.

ВВ: На международной арене, в продолжении Киотского протокола, подписано Парижское соглашение, механизмы которого активно обсуждаются. Тем не менее, многие страны и компании уже сейчас взяли на себя обязательства о количественном сокращении выбросов парниковых газов. Некоторые из них официально заявили о достижении углеродной нейтральности к 30 и 50 годам этого века.

АЛ: Приведите пример, пожалуйста.

ВВ: Многие уже слышали о принятом Европейским Союзом плане перехода к «зеленой» экономике, реализации новой экологической модели развития, провозгласив переход к циркулярной (круговой) экономике. План действий направлен на то, чтобы устойчивое потребление и производство в ЕС стали нормой. Данный план содержит дорожную карту к «климатически нейтральной» экономике, в которой рост не привязан к потреблению ресурсов. Кстати, в нем предусмотрен механизм СВАМ (carbon border adjustment mechanism), который предусматривает углеродную пошлину на импорт продукции для производителей из стран, где нет должного внимания к регулированию выбросов парниковых газов. В том числе, для российских производителей и компаний, работающих с компаниями Евросоюза, данный механизм может иметь очень неприятные последствия для российских компаний.

АЛ: Как в России видят проблему борьбы с изменением климата и делается ли что-то в данном направлении?

ВВ: Россия существенно отстает от Евросоюза и многих других стран, особенно в части реализации механизмов обязательного регулирования выбросов парниковых газов, тем не менее, нельзя сказать, что ничего не делается, особенно в последнее время, Например, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.04.2014 № 504-р утвержден План мероприятий по обеспечению сокращения объема выбросов парниковых газов (далее — ПГ). План включает комплекс мероприятий по формированию системы учета и отчетности объемов выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 № 3183-р утвержден Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 30.09.2013 № 752 «О сокращении выбросов парниковых газов» Российская Федерация 23.09.2019 ратифицировала Парижское климатическое соглашение.

В настоящее время обсуждается и готовится к подписанию «Стратегия долгосрочного развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года».

Также обсуждается и готовится к принятию Федеральный закон об обращении низкоуглеродных сертификатов.

АЛ: Если говорить о корпорациях, что делается и почему компании должны уделять внимание данной тематике?

ВВ: Все просто, углерод не имеет границ, не важно, где Вы его выбрасываете и где поглощаете или сокращаете. Эту проблему можно решить только сообща и всем миром. Данная проблема не оставляет равнодушными людей, инвесторов, акционеров. Они хотят знать, как используются их средства и в какие активы направляются. В связи с чем многие крупнейшие пенсионные фонды, компании и глобальные инвестиционные фонды пересматривают свои стратегии инвестирования в пользу устойчивых и «зеленых» финансов, уходя и выводя средства из углеродоемких компаний и отраслей.

АЛ: Приведите пример, пожалуйста.

ВВ: Перечислять можно долго и много, самое громкое событие в этом году, это компания BlackRock, крупнейший управляющий финансовыми активами в мире с портфелем $7 трлн., адаптирует свою инвестиционную стратегию под климатические риски «Экологическая устойчивость как новый стандарт инвестирования BlackRock». Важным положением новой политики является отказ Фонда от инвестиций в угольные и нефтяные активы. Также Норвежский пенсионный фонд и Ассоциация пенсионных фондов отказались от инвестиций в уголь, нефть и прочие «грязные», углеродоемкие отрасли и активы. Инвесторы и финансовые институты отдают предпочтение «зеленым», устойчивым проектам и отраслям. «Фонды, связанные с устойчивым развитием, активно растут, несмотря на рыночную турбулентность», «Инвесторы США настаивают на установке стандартов раскрытия информации в сфере ESG», «Банкиры делают ставку на зеленые облигации», «Зеленый стимулирующий план – основа восстановления экономики ЕС», «Перед лицом изменения климата Nordea и Nasdaq объединили усилия по оценке импакт-инвестиций в устойчивое развитие» и подобных новостей много.

Кстати, Россия тоже кое-что делает, так, например, «Сектор устойчивого развития заработал на Московской Бирже и состоит из 3-х самостоятельных сегментов: зеленых облигаций, социальных облигаций и национальных проектов. В мае 2020г. «ЦБ РФ установил правила для эмитентов, планирующих выпускать «зеленые», социальные и инфраструктурные облигации», ВТБ Капитал, первым в России, запустил фонды ответственного инвестирования. Компании, удовлетворяющие метрикам ESG, становятся объектом внимания все большего числа инвесторов по всему миру!

АЛ: Имеет ли тема борьбы с изменением климата отношение к целям устойчивого развития и как они связаны?

ВВ: Да, конечно и очень значимое! Как мы знаем, существует 17 целей в области устойчивого развития. Целью №13 является борьба с изменением климата, но это далеко не все! Ведь что означает рассчитать количество источников выбросов парниковых газов или посчитать углеродный след компании, офиса, единицы продукции, а затем разработать стратегию по уменьшению выбросов парниковых газов? Эти решения влияют и тесно взаимосвязаны с потреблением тепла, электричества, энергосбережения, внедрения инноваций, техперевооружения, бережного потребления воды, ответственного потребления. Т.е. цели №6, 7,9 и 12. А результатом борьбы с изменением климата также являются устойчивые города и населенные пункты, сохранение морских экосистем и сохранение экосистем суши, т.е. цели 11, 14 и 15. Вот и получается, говорим о борьбе с изменением климата, а по факту ведем речь как минимум еще о 7 целях устойчивого развития, что, в свою очередь, подтверждает то, что любые работы связанные с внедрением политики и механизмов  устойчивого развития, будь то устойчивое инвестирование, устойчивое управление проектами, разработка стратегий устойчивого развития компаний или регионов, внедрение принципов зеленого офиса, зеленого банка и пр., не должно обходиться без расчета углеродного следа, количества выбросов парниковых газов и стратегий их минимизации.

АЛ: Сейчас весь мир переживает непростые времена, COVID-19 полностью изменил жизнь людей и экономику стран. Как COVID-19 изменит отношение к климатической политике и является ли устойчивость выходом из кризиса?

ВВ: Кризис COVID-19 подчеркнул важность природоохранных, социальных и управленческих практик (ESG), т.к. инвесторы уделяют больше внимания тому, как компании относятся к своим заинтересованным сторонам. Долгосрочный успех бизнес-модели компаний теперь будет в значительной степени зависеть от того, насколько успешно они смогут адаптировать свою стратегию развития и долгосрочные цели к новой реальности, защитить интересы своих заинтересованных сторон и усвоить множество новых уроков. Внимание к ESG со стороны инвесторов будет только возрастать. Во многих странах действуют механизмы, в России также выдвинуты инициативы, чтобы поддержка в период и после кризиса осуществлялась только экологически ориентированным, «нетоксичным» компаниям.

Уже есть ряд исследований, что, посткризисный зеленый стимул может способствовать ускоренному восстановлению экономики. Государственные расходы могут быть весьма эффективным способом ускорения экономического восстановления после серьезного кризиса.

АЛ: Как самоизоляция повлияла на бизнес ООО «Экополис»?

ВВ: Мы не унываем, все просто, мы уже много лет работаем децентрализовано и дистанционно с основными членами команды, т.к. они за десятки лет доказали свой высочайший профессионализм, опыт, дисциплину и ответственность. Ставятся задачи, которые берутся в работу, и я точно знаю, что они будут выполнены качественно и в срок. Более того, в режиме самоизоляции, посредством социальных сетей о компании ООО «Экополис» многие стали узнавать и мы уже сегодня гордимся подписанием нескольких стратегических партнерских соглашений с такими известными в своей области деятельности организациями, как Ассоциация Менеджеров Проектов «Проектный Альянс», «Сфера Экологии» и «Простое Дело». Практическим результатом таких коллабораций является то, что уже сегодня нами выполняется несколько работ по расчету углеродного следа.

Наша компания ООО «Экополис» прошла аккредитацию и добавлена на портал «Бизнес и Общество» в раздел профильных ресурсных организаций.

Самоизоляция также дала нам возможность закончить учебное пособие для студентов НИУ «МЭИ» «Снижение выбросов парниковых газов». Мы являемся выпускниками Московского энергетического института и давними друзьями, партнерами научно-образовательного центра «Экология Энергетики» под руководством замечательного специалиста Ирины Путиловой. Мы гордимся тем, что теперь будут преподавать тематику парниковых газов студентам в НИУ «МЭИ», к программе которой мы непосредственно приложили руку!

АЛ: Мы знаем, что ООО «Экополис» предлагает такие услуги, как выполнение работ по расчету углеродного следа, инвентаризации выбросов парниковых газов, разработка углеродонейтральных стратегий и углеродных отчетов не только для предприятий различных отраслей, но также для Банков и Страховых компаний. Расскажите Ваше виденье роли Банков в области устойчивого развития, о Вашем опыте работы с банками, если такой имеется и о каких именно услугах может идти речь?

ВВ: На мировой арене Банки активно позиционируют себя как лидеры устойчивости. Они имеют самых квалифицированных IT- специалистов в мире, быстро и точно объявляют о новых политиках, целях и командах в области устойчивого развития. Банки отлично понимают, что это важно не только для их публичной репутации, но и что это будет центральной темой экономической жизни в обозримом будущем. Условия, в которые входят все компании, – это переход на чистую низкоуглеродную модель развития. Общество ожидает, что Банки будут играть ведущую роль. Это также очень важно для инвесторов, особенно тех, кто пытается инвестировать ответственно. Уже назрел запрос общества, когда банки должны показывать не только свой персональный углеродный след и механизмы достижения углеродонейтральности в своих операциях, офисах, поездках, командировках, потребления ресурсов и пр., но также влияние банков на инвесторов, клиентов и проекты, которые он финансирует. Если банки выполняют свои требования и формируют переход с низким уровнем выбросов углерода, то вся их деятельность должна быть направлена на нейтрализацию выбросов углерода. Поэтому общество и инвесторы должны знать, как обстоят дела с балансом и финансовой деятельностью «зеленых» банков. Если банки действительно стремятся вести экономику к устойчивому будущему с чистыми нулевыми выбросами, они должны декарбонизировать свою финансовую деятельность не только с той же скоростью, что и экономика в целом, но и опережая ее.

Что касается опыта работы с банками, лично я проработал в одном из крупных российских банков ровно 10 лет и имею представление о внутренних процессах и специфике работы, в том числе, о создании новых банковских продуктов, связанных с проектами энергосбережения и энергоэффективности. Также у специалистов моей команды имеется богатый опыт работ с различными Европейскими банками, в частности с ЕБРР и Европейским инвестиционным банком в части подготовки проектов, связанных с энергосбережением, экологией и сокращением выбросов парниковых газов.

В настоящее время для банков и страховых компаний, мы предлагаем следующие услуги:

  • Произвести расчет углеродного следа Банков, СК и клиентов по общепринятой международной методике GHG Protocol (Scope 2, Scope 3), руководствам РКИК ООН, а также российским стандартами ГОСТ Р 56276 — 2014/ISO/TS 14067:2013 УГЛЕРОДНЫЙ СЛЕД ПРОДУКЦИИ и группой стандартов ГОСТ Р ИСО 14064).
  • Разработать и внедрить стратегию «Зеленый офис» с максимально возможным выполнением международных рекомендаций и освещение по результатам этого вопроса в источниках информации. После некоторого периода функционирования возможна сертификация в различных организациях, участвующих в движении «Зеленый офис». Такая сертификация будет способствовать созданию зеленого имиджа.
  • Произвести расчет углеродоемкости портфелей, например как это делают члены PCAF (коммерческие банки, банки развития, владельцы / управляющие активами, страховые компании и т. д.), активно разрабатывают и внедряют учет углерода в своих организациях.
  • Подготовить/сопроводить Банков, СК и клиентов в формировании международного зеленого имиджа и попадание в рейтинги (TPI, Climate Action 100+, CDP, Sustainalytics, MSCI ESG). Подготовить публичный отчет по выбросам парниковых газов так, как это рекомендует международная организация «Глобальная инициатива по отчетности» (GlobalReportingInitiative по четвертой версии G4 (GRI 4).
  • Разработать стратегию увеличения капитализации Банков, СК и клиентов за счет формирования «зеленого» имиджа и углеродонейтральной стратегии.
  • Содействовать в подготовке отчетов корпоративной социальной ответственности (КСО).
  • Разработать корпоративную стратегию устойчивого развития. Подготовить и реализовать проекты устойчивого развития.
  • Разработать низкоуглеродную или углеродонейтральную стратегию развития Банков, СК и клиентов на период до 2030 г., и на перспективу до 2050 г.
  • Подготовить и рекомендовать стратегию погашения углеродного следа Банков, СК и клиентов за счет посадок лесов и прочих существующих решений.
  • Принять участие в формировании новых продуктов с акцентом на энергосбережение, устойчивое развитие, ESG, углеродоемкость.

АЛ: Вячеслав, как Вы видите рынок услуг по сокращению парниковых газов и борьбе с изменениями климата в России? На что следует обращать внимание руководителям предприятий при выборе исполнителей?

ВВ: По большому счету, мы стояли у основания формирования рынка услуг по сокращению выбросов парниковых газов и борьбе с изменением климата в России. Все основные и известные игроки нас хорошо знают, равно как мы знаем их и периодически рекомендуем некоторых, когда понимаем, что сами загружены работой и не можем взяться за предлагаемые объемы. Наша стратегия развития: будущее – это партнерство и кооперация! Мы — команда специалистов-практиков, нам интересно взяться за задачу, изучить специфику бизнеса, пожелания и требования Заказчика, найти решения и качественно, в срок, выполнить поставленные задачи и работу. Мы не любители ходить по различным круглым столам, митапам, конференциям, дискуссионным клубам и прочим мероприятиям, в том числе под патронажем громких названий организаторов. Целый ряд так называемых молодых «специалистов-экспертов» любят ходить по подобным мероприятиям с красивыми презентациями, сайтами, картинками и декларировать свое мнение. Но если с ними повнимательней пообщаться, то окажется, что данные команды своими руками не сделали ни одной практической работы. Это печально. К нам ни один раз уже обращались команды и наши будущие партнеры, клиенты, как раз после таких мероприятий и псевдо-специалистов. Сейчас запрос общества и бизнеса в командах, которые имеют качественный прикладной, практический опыт. Мы сейчас это очень хорошо и сильно ощущаем на себе. Поэтому можем посоветовать всем компаниям и руководителям при выборе исполнителей обращать внимание на опыт и практические работы, выполненные ими, и только на основе портфолио и личных встреч, составлять свое мнение и принимать взвешенные решения.